#бухгалтеру бюджетной организации
Посмотреть ответ специалиста
Доходами от приносящей доход деятельности бюджетное учреждение распоряжается самостоятельно в соответствии с утвержденным ПФХД. Делать пожертвования, передавать гуманитарную помощь бюджетное учреждение вправе, только если такая деятельность предусмотрена в уставе. Кроме того, бюджетное учреждение не может размещать денежные средства от платной деятельности на депозитах в кредитных организациях и использовать для сделок с ценными бумагами, если иное не предусмотрено законом (п.п. 4,10,13,14 ст.9.2, п.4 ст.24 Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, письма Минфина России от 16.01.2025 № 02-02-07/2827, от 29.01.2013 № 02-13-06/296).
По общему правилу расходы на оплату коммунальных услуг несет ссудополучатель. Это связано с тем, что именно он, если только договор не предусматривает иное, несет расходы на содержание имущества (ст. 695 ГК РФ). При этом рассчитываться непосредственно с поставщиком коммунальных услуг в зависимости от ситуации может как ссудодатель, так и ссудополучатель. Ссудополучатель, который заключил договор с ресурсоснабжающей организацией (исполнителем коммунальных услуг), рассчитывается с ней в соответствии с условиями этого договора. Если такого договора нет, вносить плату за коммунальные услуги по-прежнему должен ссудодатель как собственник помещения. Такая позиция встречается в судебной практике (например, Определение Верховного Суда РФ от 20.02.2017 по делу N 303-ЭС16-14807, в котором отражена позиция в отношении нежилых помещений). Таким образом, в отсутствие прямого договора с поставщиком коммунальных услуг у ссудополучателя возникает обязанность не оплатить коммунальные услуги, а возместить ссудодателю расходы на них. Гражданский кодекс РФ не регламентирует порядок и сроки возмещения ссудополучателем расходов ссудодателя на коммунальные услуги. Поэтому рекомендуем прописать их в договоре. В договоре безвозмездного пользования объектом недвижимого имущества может быть предусмотрено возмещение коммунальных услуг, услуг связи, работ, связанных с содержанием и эксплуатацией имущества. Также возмещение расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией объекта (например, охрана, уборка, вывоз мусора, обслуживание охранной сигнализации) может быть произведено по отдельным договорам с ссудодателем.
Например, в договоре аренды может быть указано, что арендатор несет расходы на оплату коммунальных услуг, услуг связи, услуг по уборке арендуемого помещения на основе перевыставленных арендодателем счетов поставщиков (исполнителей). В этом случае сумма (размер) условных платежей определяется в ходе исполнения договора.
Доходы в виде условных арендных платежей, которыми возмещаются затраты учреждения по оплате коммунальных услуг, затрат по электроэнергии могут относиться на подстатью 135 "Доходы по условным арендным платежам" КОСГУ (п. 9.3.5 Порядка N 209н). Средства, поступающие в качестве возмещения расходов по оплате коммунальных услуг, отражаются в учете как условные арендные платежи и признаются доходами текущего финансового периода в том отчетном периоде, в котором они возникли (п. 25 Федерального стандарта N 258н, Методические рекомендации по применению Федерального стандарта N 258н). Учитывая изложенное, полагаем , что доходы от компенсации затрат(расходов) по оплате коммунальных услуг могут направляться ссудодателем на оплату коммунальных услуг. Обращаем внимание, что изложенное мнение не является официальным разъяснением и НПА. За официальными разъяснениями организация вправе обратиться в соответствующие уполномоченные органы ( Минфин России и др.).
Обоснование
На подстатью 135 "Доходы по условным арендным платежам" КОСГУ относятся доходы от части платы за пользование и (или) содержание (возмещение затрат по содержанию) имущества, осуществляемой в соответствии с договором аренды (имущественного найма) или договором безвозмездного пользования, размер которой не зафиксирован договором в виде денежного значения, и определяется в ходе исполнения договора. К доходам по условным арендным платежам относятся, в том числе:
(в ред. Приказа Минфина России от 13.05.2019 N 69н)
доходы от компенсации затрат (расходов) по оплате коммунальных услуг, а также услуг по эксплуатации и хозяйственному обслуживанию арендуемого здания (помещения);
иные доходы, поступающие в порядке возмещения затрат (расходов), понесенных в связи с содержанием имущества, находящегося в аренде, в безвозмездном пользовании в соответствии с договором аренды (имущественного найма) или договором безвозмездного пользования, признаваемого в целях бухгалтерского учета объектом учета аренды;
иные аналогичные доходы.
Условия использования вещи
В интересах ссудополучателя предусмотреть в договоре все условия, на которых он будет использовать вещь. Это важно, поскольку при использовании вещи не в соответствии с договором или ее назначением риск случайной гибели этой вещи несет он, а не ссудодатель (ст. 696 ГК РФ).
Ссудодателю рекомендуем определить условия использования вещи так, чтобы она не причиняла вред третьим лицам. По общему правилу именно ссудодатель отвечает за причинение такого вреда (ст. 697 ГК РФ).
Кроме того, рекомендуем согласовать следующее:
1) нужно ли согласие ссудодателя на сдачу вещи в аренду или последующее безвозмездное пользование. По общему правилу оно нужно (п. 1 ст. 698 ГК РФ);
кто несет обязанность по ремонту и содержанию вещи. По умолчанию ссудополучатель должен проводить текущий и капитальный ремонт и нести расходы на содержание вещи.
В договоре можно закрепить обязанность ссудополучателя согласовывать ремонт со ссудодателем - виды работ, кандидатуру подрядчика и пр. Также вы можете предусмотреть иной порядок ремонта или содержания вещи. Например, переложить капитальный ремонт на ссудодателя (ст. 695 ГК РФ);
2) вправе ли ссудополучатель производить неотделимые улучшения вещи и возмещаются ли расходы на них. По общему правилу стоимость несогласованных неотделимых улучшений не возмещается (п. п. 1, 3 ст. 623, п. 2 ст. 689 ГК РФ);
3) как часто ссудодатель может проверять состояние и условия использования вещи;
4) обязанность ссудополучателя сообщать о повреждениях вещи;
5) берет ли ссудополучатель на себя страхование вещи, например по ОСАГО.
Укажите вид страхования, страховые риски, страховую сумму, выгодоприобретателя.
|
Кто оплачивает коммунальные услуги, если заключен договор безвозмездного пользования По общему правилу расходы на оплату коммунальных услуг несет ссудополучатель. Это связано с тем, что именно он, если только договор не предусматривает иное, несет расходы на содержание имущества (ст. 695 ГК РФ). При этом рассчитываться непосредственно с поставщиком коммунальных услуг в зависимости от ситуации может как ссудодатель, так и ссудополучатель. Ссудополучатель, который заключил договор с ресурсоснабжающей организацией (исполнителем коммунальных услуг), рассчитывается с ней в соответствии с условиями этого договора. Если такого договора нет, вносить плату за коммунальные услуги по-прежнему должен ссудодатель как собственник помещения. Такая позиция встречается в судебной практике (например, Определение Верховного Суда РФ от 20.02.2017 по делу N 303-ЭС16-14807, в котором отражена позиция в отношении нежилых помещений). Таким образом, в отсутствие прямого договора с поставщиком коммунальных услуг у ссудополучателя возникает обязанность не оплатить коммунальные услуги, а возместить ссудодателю расходы на них. Гражданский кодекс РФ не регламентирует порядок и сроки возмещения ссудополучателем расходов ссудодателя на коммунальные услуги. Поэтому рекомендуем прописать их в договоре. |
Как в договоре аренды прописать условные арендные платежи?
|
|
|
В договоре аренды условные арендные платежи указываются как расходы, связанные с содержанием арендованного имущества, которые должен произвести или возместить арендатор. |
|
Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды (п. 2 ст. 616 ГК РФ).
Условная арендная плата - это платежи, осуществляемые в соответствии с договором аренды, не зафиксированные в виде определенной суммы и связанные с содержанием (возмещением затрат по содержанию) арендованного имущества. К таким платежам относятся оплата (возмещение расходов на оплату) коммунальных услуг, услуг по обслуживанию арендуемого помещения и др. Перечень условных арендных платежей (расходов на содержание имущества) стороны обычно определяют на этапе заключения договора и включают эти условия в договор аренды.
Стороны договора аренды вправе распределить условные арендные платежи между собой или возложить все расходы на содержание имущества, переданного в аренду, на арендатора. Таким образом, в договоре аренды необходимо указать перечень условных арендных платежей.
Например, в договоре аренды может быть указано, что арендатор несет расходы на оплату коммунальных услуг, услуг связи, услуг по уборке арендуемого помещения на основе перевыставленных арендодателем счетов поставщиков (исполнителей). В этом случае сумма (размер) условных платежей определяется в ходе исполнения договора.
А.В. Марьюшкина
Министерство экономического развития
Российской Федерации
Признание доходов по условным арендным платежам (доходов от возмещения затрат на содержание переданного в пользование имущества).
Согласно абзацу второму пункта 25 СГС "Аренда", доходы по условным арендным платежам, в том числе доходы от возмещения расходов по страхованию имущества, техническому обслуживанию имущества, иных аналогичных расходов, признаются доходами текущего финансового периода в тех отчетных периодах, в которых они возникают.
Доходы от возмещения арендодателю расходов по содержанию им переданного в пользование имущества (на условиях, предусмотренных договором пользования) отражаются по факту предъявления арендатору (пользователю) соответствующих требований - по предъявлению документа, содержащего сумму возмещения (счета, акта, иного документа - основания).
Бухгалтерские записи, отражаемые при предъявлении возмещаемых затрат (условных арендных платежей):
а) администратором доходов бюджета:
|
по дебету 1 205 35 560 |
"Увеличение дебиторской задолженности по доходам по условным арендным платежам" |
|
и кредиту 1 401 10 135 |
"Доходы по условным арендным платежам"; |
б) бюджетным (автономным) учреждениям:
|
по дебету 2 205 35 560 |
"Увеличение дебиторской задолженности по доходам по условным арендным платежам" |
|
и кредиту 2 401 10 135 |
"Доходы по условным арендным платежам". |
#бухгалтеру
Посмотреть ответ специалиста
Нулевая остаточная стоимость объекта по данным учета передающей стороны не означает, что его рыночная стоимость для целей определения стоимости основного средства у принимающей стороны равна нулю. Оценка дохода по безвозмездно полученному имуществу осуществляется исходя из рыночной цены.
В бухгалтерском учете выведенные из эксплуатации объекты основных средств, в отношении которых принято решение о продаже, как правило, переклассифицируют в отдельный вид оборотных активов - долгосрочные активы к продаже
Проводки:
Дт 41 ДАП Кт 01 переклассификация - Признан ДАП в оценке, равной балансовой стоимости переклассифицированного объекта ОС
При продаже автобусов по ДКП:
Дт 91 Кт 41 ДАП - списана стоимость ДАП
Обоснование
В бухгалтерском учете объект ОС переклассифицируют в долгосрочные активы к продаже (ДАП), когда одновременно выполнены следующие условия (п. 10.1 ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности", п. п. 1, 3, 4 Рекомендации Р-116/2020-КПР "Долгосрочные активы к продаже - определение"):
- объект не используется в деятельности организации (при производстве и (или) продаже ею продукции, продаже товаров, при выполнении работ, оказании услуг и т.п.);
- возобновление использования этого объекта в будущем не предполагается;
- руководством принято решение о его продаже.
При этом не имеет значения:
- по каким причинам прекращено (приостановлено) использование объекта - в связи с принятием решения о его продаже или по иным причинам. Например, в качестве ДАП надо признать объекты, которые на момент принятия решения о продаже уже находятся на консервации;
- эксплуатировался ранее этот объект или нет. В качестве ДАП при выполнении других условий надо признать объекты, фактическое использование которых не начиналось (готовые к эксплуатации, но не эксплуатировавшиеся в организации объекты; капитальные вложения в ОС).
В результате переклассификации активы, предназначенные для продажи, а не для продолжения использования, включаются в состав оборотных активов и отражаются в разд. II бухгалтерского баланса отдельным показателем (п. 10.1 ПБУ 16/02, Информационное сообщение Минфина России от 09.07.2019 N ИС-учет-19, пп. "б" п. 14 ФСБУ 4/2023 "Бухгалтерская (финансовая) отчетность").
Обратите внимание: переклассификация ОС в ДАП не означает их перевода в категорию товаров. В отличие от товаров, финансовый результат от продажи ДАП формирует прибыль (убыток) от прочих операций, а не прибыль (убыток) по обычной деятельности (Информационное сообщение Минфина России от 09.07.2019 N ИС-учет-19).
|
Какими документами оформить перевод основного средства в состав долгосрочных активов к продаже Для документального оформления перевода ОС в ДАП можно использовать бухгалтерскую справку-расчет или другой первичный учетный документ, в котором указаны: основания перевода; содержание хозяйственной операции - "переклассификация ОС в ДАП"; первоначальная и балансовая стоимость ОС; сведения о суммах амортизации, обесценения и дооценки (при наличии); должность, фамилия и инициалы, а также подпись сотрудника бухгалтерии, оформившего операцию. К первичному документу рекомендуем приложить оригиналы или копии документов, подтверждающих выполнение условий для перевода. Например, это могут быть: заключенный с агентом договор на продажу имущества, приказ руководителя или решение общего собрания участников организации о продаже актива, акт о выводе ОС из эксплуатации. |
Обратите внимание: если объект ОС не используется и возобновление его использования не планируется, но возможность продать его отсутствует, то вы обязаны списать его с бухгалтерского учета (пп. "а", "г", "д" п. 40 ФСБУ 6/2020).
При признании в бухгалтерском учете ДАП оценивается по балансовой стоимости соответствующего объекта ОС на дату его переклассификации (п. 10.2 ПБУ 16/02).
Для отражения в бухучете переклассификации ОС в ДАП сделайте следующее.
1) Проверьте наличие обесценения по объекту ОС.
Необходимость такой проверки вызвана тем, что по ОС возмещаемой суммой могла быть не только справедливая стоимость за вычетом затрат на продажу, но и ценность использования. А ДАП надо обесценивать до чистой стоимости продажи (ЧСП), как и запасы (Рекомендация Р-118/2020-КпР "Переклассификация дооцененных основных средств в долгосрочные активы к продаже").
Обесценение переклассифицируемого ОС определяется как разница между его балансовой стоимостью и справедливой стоимостью за вычетом затрат на продажу (п. 9 ПБУ 16/02).
2) Определите балансовую стоимость ОС.
Она равна разнице между первоначальной (переоцененной) стоимостью ОС и суммами накопленной амортизации и обесценения (при наличии) (п. 25 ФСБУ 6/2020 "Основные средства").
Порядок прекращения начисления амортизации при переклассификации ОС ФСБУ 6/2020 не установлен. Придерживайтесь общего порядка и прекратите начисление амортизации с даты переклассификации объекта ОС в ДАП. Если вы начисляли амортизацию с первого числа месяца, следующего за месяцем признания ОС в бухгалтерском учете, то начисление амортизации прекратите с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла переклассификация актива. Это следует из пп. "а" п. 7.1 ПБУ 1/2008, п. 55 МСФО (IAS) 16 "Основные средства".
Для формирования балансовой стоимости вы можете открыть отдельный субсчет "Переклассификация основных средств" ("Переклассификация материальных ценностей") к счету 01 "Основные средства" (счету 03 "Доходные вложения в материальные ценности"):
3) Признайте ДАП в бухгалтерском учете.
Сделать это надо на дату выполнения условий для переклассификации ОС или, по крайней мере, на первую отчетную дату промежуточной или годовой бухгалтерской отчетности за период перевода.
Для учета ДАП вы можете открыть отдельный субсчет "Долгосрочные активы, предназначенные для продажи" к счету 41 "Товары", поскольку отдельного счета для учета таких активов Планом счетов не предусмотрено.
Сделайте запись:
|
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
|
Признан ДАП в оценке, равной балансовой стоимости переклассифицированного объекта ОС |
Переклассификация объекта ОС в ДАП не означает его перевод в категорию товаров. И в отличие от товаров, в общем случае продажу ДАП надо отражать как реализацию прочего имущества и формировать прибыль (убыток) от прочих операций, а не прибыль (убыток) по обычной деятельности. То есть для отражения продажи ДАП надо использовать счет 91 "Прочие доходы и расходы".
Какими документами подтвердить перевод ОС в ДАП
Наша организация собирается перевести объект ОС в долгосрочный актив к продаже в связи с предстоящей его реализацией. Какие документы нужно оформить, чтобы обосновать перевод объекта ОС в состав ДАП?
Сам перевод можно оформить актом или бухгалтерской справкой. Форму документа надо утвердить в приложении к учетной политике. В документе нужно указать причину перевода, первоначальную и балансовую стоимость ОС, сведения о суммах начисленной амортизации, обесценения и дооценки (при наличии), должность, инициалы, а также подпись сотрудника, оформившего перевод. В качестве содержания хозяйственной операции можно указать "переклассификация ОС в ДАП".
При оформлении перевода объекта ОС в ДАП важно позаботиться и о наличии документов, подтверждающих условия, одновременное выполнение которых необходимо для переклассификации актива. Оригиналы или копии документов надо приложить к составленному акту/бухгалтерской справке. Это могут быть, в частности, заключенный с посредником договор о продаже объекта ОС, приказ руководителя или решение общего собрания участников организации о продаже актива, акт о выводе ОС из эксплуатации.
Как учесть перевод ОС в ДАП для налоговых целей
У нас на балансе в качестве объекта ОС числится автомобиль. В связи с предстоящей продажей мы перестали его использовать и перевели в состав ДАП. Перевод отразили в бухучете. Правильно ли мы понимаем, что в налоговом учете перевод автомобиля из ОС в ДАП отражать не нужно?
Да, верно. В налоговом учете такого понятия, как ДАП, не существует и, следовательно, перевод из ОС в ДАП не отражается. По ОС, переклассифицированному в ДАП, для целей налога на прибыль амортизацию надо продолжать начислять до момента продажи.
|
Содержание операций |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Первичный документ |
|
При переклассификации ОС в долгосрочный актив к продаже |
||||
|
Отражена первоначальная стоимость ОС, использование которого прекращено <*> |
3 060 000 |
Акт о приеме-передаче объекта основных средств |
||
|
Списана амортизация, накопленная за период эксплуатации ОС <*> |
2 040 000 |
Акт о приеме-передаче объекта основных средств |
||
|
Принят к учету долгосрочный актив к продаже (3 060 000 - 2 040 000) |
1 020 000 |
Акт о переклассификации ОС |
||
|
При передаче имущества покупателю |
||||
|
Признан доход от реализации долгосрочного актива к продаже |
1 800 000 |
Товарная накладная |
||
|
Списана стоимость долгосрочного актива к продаже |
1 020 000 |
Бухгалтерская справка |
||
|
Начислен НДС |
300 000 |
|||
|
Получены денежные средства от покупателя |
1 800 000 |
Выписка банка по расчетному счету |
||
#кадровику
Посмотреть ответ специалиста
Для оформления титульного листа вкладыша трудовой книжки повторяем данные с титульного листа основной книжки, но вписываем актуальные данные, если они менялись (ФИО, дата рождения), а образование указываем, как оно записано в дипломе - «Высшее профессиональное», специальность «Промышленное и гражданское строительство» (инженер-строитель). Главное - соответствие данным основной книжки и диплома, а не формату после 2013 года, так как диплом выдан раньше.
Указываете в формате «07 марта 1956 г.», как в основной книжке, потому что это данные сотрудника, а не требование к форме нового вкладыша.
Официальных разъяснений по указанному вопросу не выявлено.
Обоснование
Изменение (дополнение) на первой странице (титульном листе) трудовой книжки записей о полученных новых образовании, профессии, специальности осуществляется путем дополнения имеющихся записей (если они уже имеются) или заполнения соответствующих строк без зачеркивания ранее внесенных записей.
Сведения о работнике, указываемые на первой странице (титульном листе) трудовой книжки, заполняются следующим образом:
фамилия, имя и отчество (при наличии) указываются полностью, без сокращений или замены имени и отчества инициалами, дата рождения записывается полностью (число, месяц, год) на основании паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
запись об образовании (основное общее, среднее общее, среднее профессиональное, высшее (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации) осуществляется только на основании документов об образовании (аттестата, удостоверения, диплома);
профессия и (или) специальность указываются на основании документов об образовании, квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки) или других надлежаще оформленных документов;
Как оформить вкладыш в трудовую книжку
Оформите вкладыш, если заполнены все страницы одного из разделов трудовой книжки. Сделайте это по правилам заполнения и ведения трудовой книжки. Без документа, к которому выдан вкладыш, он недействителен (п. 32 Порядка ведения и хранения трудовых книжек).
При выдаче вкладыша в трудовой книжке поставьте штамп "Выдан вкладыш", указав серию и номер вкладыша. Штамп поставьте на титульном листе трудовой книжки, но если там уже нет места для внесения записи о выдаче последующего вкладыша, то на титульном листе первого вкладыша (п. 33 Порядка ведения и хранения трудовых книжек).
|
|
|
Какую дату указывать на титульном листе вкладыша в трудовую книжку в графе "Дата заполнения" В графе "Дата заполнения" титульного листа вкладыша трудовой книжки указывается фактическая дата, когда этот вкладыш оформлен. Специальные правила, какую конкретно дату указывать в данном случае, нормативно не установлены. Дата заполнения вкладыша может как совпадать с датой кадрового события, запись о котором вносится во вкладыш, так и нет. Например, если вы оформляете вкладыш, поскольку требуется внести очередную запись о работе, но в трудовой книжке закончились все листы раздела "Сведения о работе". Такая запись должна быть внесена не позднее пяти рабочих дней, в частности, со дня издания соответствующего приказа работодателя, а об увольнении - как правило, в день увольнения работника. К примеру, дата заполнения вкладыша в трудовую книжку может быть позже даты увольнения, когда оформление вкладыша связано с внесением записи об увольнении в связи со смертью работника. Это следует, в том числе, из п. 6 ч. 1 ст. 83, ч. 1, 3, 4 ст. 84.1 ТК РФ, п. п. 1, 3 ст. 45 ГК РФ, ст. 68 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ, п. п. 9, 16, 32 Порядка ведения и хранения трудовых книжек. |
|
Количество выдаваемых вкладышей в трудовую книжку законодательством не ограничено.
С 1 сентября 2021 г. вшивать вкладыш в трудовую книжку не обязательно. Порядком ведения и хранения трудовых книжек не предусмотрено соответствующее требование. Но при желании вы можете вшивать в трудовые книжки вкладыши и после указанной даты, например, чтобы исключить риск их утери. Полагаем, это не будет нарушением, поскольку вкладыш является неотъемлемой частью трудовой книжки и без нее недействителен (п. 32 Порядка ведения и хранения трудовых книжек). А если у вас есть вкладыши, оформленные до 1 сентября 2021 г., но не вшитые в трудовые книжки в соответствии с действовавшим до этой даты порядком, рекомендуем их вшить во избежание возможных претензий проверяющих.
Готовое решение: Как вести трудовую книжку в бумажном виде (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}
Как оформляется вкладыш в трудовую книжку
В настоящее время применяются формы трудовой книжки и вкладыша в нее, утвержденные Приказом Минтруда России от 19.05.2021 N 320н. При этом бланки трудовых книжек (вкладышей) старого образца, которые имеются у работодателя, действительны и их можно использовать без ограничения срока (п. 3 Постановления Правительства РФ от 24.07.2021 N 1250).
Вкладыш оформляется в случае, если в трудовой книжке заполнены все страницы одного из разделов. При его выдаче в трудовой книжке проставляется штамп с надписью "Выдан вкладыш" и указывается серия и номер вкладыша. Такую запись нужно делать на титульном листе трудовой книжки (стр. 1). Если для этого нет места, запись о выдаче последующего вкладыша следует отразить на титульном листе первого вкладыша (п. п. 32, 33 Порядка ведения и хранения трудовых книжек).
Вкладыш оформляется и ведется в том же порядке, что и трудовая книжка (п. 32 Порядка ведения и хранения трудовых книжек). Подробнее о порядке внесения в него сведений о работнике и их изменении см. п. п. 3 и 3.1 настоящего материала.
Нумерация записей в каждом разделе вкладыша продолжает нумерацию в соответствующих разделах трудовой книжки. Такой вывод следует из п. п. 10, 15, 26, 32, 35 Порядка ведения и хранения трудовых книжек.
Без трудовой книжки, к которой выдан вкладыш, он недействителен (п. 32 Порядка ведения и хранения трудовых книжек).
Количество вкладышей в трудовую книжку не ограничено. При необходимости можно выдать второй вкладыш, проставив в трудовой книжке (титульном листе первого вкладыша) штамп о его выдаче и указав серию и номер (п. 33 Порядка ведения и хранения трудовых книжек).
Путеводитель по кадровым вопросам. Трудовая книжка {КонсультантПлюс}
#юристу
Посмотреть ответ специалиста
В судебной практике сложился правовой подход, согласно которому критерием отнесения потребителей коммунальных услуг, в том числе тепловой энергии, к категории "население" относится факт потребления энергии на коммунально-бытовые нужды (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 01.04.2021 N 304-ЭС20-16768 по делу N А81-1744/2019).
Назначение жилого помещения не меняется в случае, если оно находится в собственности юридического лица. Если жилье принадлежит юридическому лицу, но используется для проживания в нем граждан, то коммунальные услуги оплачиваются по общим тарифам для населения. Когда помещение используется в коммерческих целях, то стоимость ЖКХ рассчитывается по тарифам для юридических лиц.
Обоснование
Пример:
Как установлено Определением Верховного Суда РФ от 01.04.2021 N 304-ЭС20-16768 по делу N А81-1744/2019, общество обратилось в арбитражный суд с иском о понуждении водоканала к заключению договора холодного водоснабжения и водоотведения в целях оказания коммунальных услуг в отношении жилых помещений, расположенных в принадлежащих обществу многоквартирных домах, на условиях, предложенных истцом, в том числе о применении тарифа "для населения" (п. 8 договора).
Заключая договор, стороны пришли к разногласиям о тарифе, по которому производятся расчеты. Собственник настаивал на применении тарифа "для населения", поскольку в помещениях проживали сотрудники компании, тогда как "Уренгойгорводоканал" предлагал более высокий тариф.
Судебная коллегия по экономическим спорам отметила, что, несмотря на то что юридические лица - собственники жилых помещений отсутствуют в перечне субъектов, претендующих на льготы, судом может быть установлено предназначение этих помещений для проживания граждан в целях удовлетворения их личных бытовых нужд. Иными словами, предназначение жилого помещения для проживания граждан не изменяется при нахождении его в собственности юридического лица.
"Установление такого обстоятельства позволяет также применить при расчете стоимости коммунальных ресурсов, поставленных в подобные жилые помещения, тарифы, установленные для группы "население", поскольку иной подход ставил бы проживающих в них граждан, использующих жилые помещения для проживания в целях удовлетворения личных бытовых нужд и реализации конституционного права на жилище, в дискриминационное положение в сравнении с гражданами, проживающими в собственных жилых помещениях или жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности публичным образованиям", - подчеркнул ВС.
Как пояснил Суд, факт использования истцом жилых помещений в коммерческой деятельности материалами дела не подтвержден, поэтому, основываясь на принципе равенства участников отношений, он пришел к выводу, что суд первой инстанции обоснованно исходил из необходимости применения в рассматриваемом случае тарифов для группы "население". "МКД, находящиеся в собственности истца, по своим техническим характеристикам и стандартам благоустройства не уступают наемным домам. Выводы судов о применении к обществу тарифа "иные потребители" сделаны с нарушениями норм материального права", - заключил ВС, оставив в силе решение первой инстанции.
Таким образом, если жилье принадлежит юридическому лицу, но используется для проживания в нем граждан, то коммунальные услуги оплачиваются по общим тарифам для населения. Когда помещение используется в коммерческих целях, то стоимость ЖКХ рассчитывается по тарифам для юридических лиц.
Коммунальные ресурсы приобретаются ОАО "ЯЖДК" для отопления жилых помещений и исключительно на коммунально-бытовые нужды, поэтому ОАО "ЯЖДК" правомерно считает, что должно производить оплату проживающих в них граждан по тарифу "население", что согласуется с положениями, установленными в постановлении Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", а также в Методических указаниях по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2.
Исходя из смысла указанных норм критерием отнесения потребителей тепловой энергии к категории "население" относится факт потребления этой тепловой энергии на коммунально-бытовые нужды.
Доказательств использования жилых квартир не для целей проживающих граждан либо перевода указанных жилых помещений в нежилые истцом не представлено (статья 65 АПК РФ).
Как следует из правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.06.2021 N 304-ЭС20-16768, при рассмотрении дела, в рамках которого решается вопрос о применимом тарифе на коммунальные услуги, оказываемые гражданам, проживающим в жилых помещениях, принадлежащих юридическому лицу, судом может быть установлено предназначение этих помещений для проживания граждан в целях удовлетворения их личных бытовых нужд.
Установление такого обстоятельства позволяет также применить при расчете стоимости коммунальных ресурсов, поставленных в подобные жилые помещения, тарифы, установленные для группы "население", поскольку иной подход ставил бы проживающих в них граждан, использующих жилые помещения для проживания в целях удовлетворения личных бытовых нужд и реализации конституционного права на жилище, в дискриминационное положение в сравнении с гражданами, проживающими в собственных жилых помещениях или жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности публичным образованиям.
Критерием отнесения потребителя к категории "население" является использование ресурса в жилом помещении на коммунально-бытовые нужды.
Назначение жилого помещения не меняется в случае, если оно находится в собственности юридического лица, которое может использовать такое помещение только для проживания граждан и, в частности, вправе предоставлять его гражданам по договорам найма жилого помещения (статья 671 ГК РФ).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, обстоятельства, доводы и возражения сторон по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что спорные помещения являются жилыми, предназначены для проживания работников юридических лиц, а поставляемые ресурсы используются исключительно на коммунально-бытовые нужды, принимая во внимание обоснованность применения в расчетах тарифа, установленного для населения, констатировав отсутствие на стороне общества неосновательного обогащения за счет департамента в виде разницы между экономически обоснованным тарифом за оказанные ответчиком услуги и льготным тарифом для населения, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о правомерном применении ответчиком льготного тарифа для населения и не нашли оснований для удовлетворения исковых требований.
#специалисту по госзакупкам
Посмотреть ответ специалиста
Если проводится совместная закупка, в независимой гарантии для обеспечения заявки на участие в закупке в качестве бенефициара указывается ее организатор.
При предоставлении участником обеспечения заявки в виде денежных средств следует руководствоваться правилами, действующими на соответствующей электронной площадке. Оператор направит информацию в банк, который осуществит блокирование денежных средств на спецсчете участника в необходимом размере после предоставления соответствующих сведений при подаче заявки (п. 2, пп. "б", "в" п. 3 ч. 5 ст. 44 Закона N 44-ФЗ). При этом участнику важно убедиться в том, что денежных средств на счете достаточно для обеспечения заявки в отношении всех заказчиков. Если денежных средств не хватит хотя бы на одного из них, оператор электронной площадки вернет заявку участнику (пп. "г" п. 3 ч. 5 ст. 44 Закона N 44-ФЗ).
Обеспечение же исполнения контракта предоставляется в отношении каждого заказчика.
Обоснование
В качестве бенефициара указывается заказчик, за исключением случая проведения совместного конкурса или аукциона, при котором в качестве бенефициара указывается организатор совместного конкурса или аукциона.
Согласно сноске <1-1> типовой формы, в качестве бенефициара указывается заказчик, за исключением случая проведения совместного конкурса или аукциона, при котором в качестве бенефициара указывается организатор совместного конкурса или аукциона.
На заседании Комиссии представитель Заявителя сообщил, что его права и законные интересы нарушены действиями Банка, выдавшего независимые гарантии, несоответствующие требованиям извещения, в результате чего заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям извещения и Закона о контрактной системе.
Из письменных пояснений Банка следует, что 29.11.2024 между Заявителем и Банком согласованы независимые гарантии, в связи с чем со стороны Банка отсутствуют нарушения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
Комиссией установлено, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.12.2024 N ИЭА1, заявка Заявителя отклонена по причине несоответствия независимых гарантий требованиям извещения и Закона о контрактной системе.
Согласно извещению, организатором аукциона является Уполномоченный орган, вместе с тем в независимых гарантиях, представленных Заявителем, бенефициарами указаны Заказчики, что не соответствует требованиям, предусмотренным сноской <1-1> типовой формы.
При этом действия Банка привели к отклонению Комиссией по осуществлению закупок заявки Заявителя.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Банка, выдавшего независимые гарантии, несоответствующие требованиям, предусмотренным извещением и типовой формой, противоречат положениям Постановления N 1005 и нарушают часть 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Согласно сноске <1-1> типовой формы, в качестве бенефициара указывается заказчик, за исключением случая проведения совместного конкурса или аукциона, при котором в качестве бенефициара указывается организатор совместного конкурса или аукциона.
Комиссией установлено, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.09.2025 N ИЭА1 заявка Заявителя отклонена по причине несоответствия Независимой гарантии требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, а именно в независимой гарантии в качестве бенефициара указана "А", что не является Заказчиком согласно извещению, а также указана информация о телефоне, адресе электронной почты, принадлежащая Уполномоченному органу.
Так, в соответствии с извещением, проведение аукциона осуществляется Заказчиком, а не Уполномоченным органом.
Таким образом, на заседании Комиссии установлено, что Банком выдана независимая гарантия Заявителю в целях обеспечения заявки на участие в аукционе с указанием в качестве бенефициара данных Уполномоченного органа.
Извещением предусмотрена следующая информация:
"Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а также условия гарантии путем:
а) блокирования денежных средств на банковском счете, открытом таким участником в банке, включенным в перечень РП РФ от 13.07.2018 N 1451-р, для их перевода в случаях, предусмотренных ст. 44-ФЗ N 44, на счет, на котором в соотв. с зак-вом РФ учитываются операции со средствами, поступающими УО - Администрация Фрунзенского р-на СПб (далее - Администрация), или в соотв. бюджет бюджетной системы РФ;
б) предоставления НГ, в соотв. со ст. 44, 45 ФЗ N 44, ПП РФ от 08.11.2013 N 1005, рас-ем КГЗ СПб от 23.11.2022 N 256-р, в п. 14 НГ - АС СПб и ЛО. В п. 15 НГ: "15. Настоящая независимая гарантия выдана в пользу бенефициара, и права требования по ней не могут быть переданы третьему лицу без согласия гаранта, за исключением случая перемены бенефициара при осуществлении закупки, при котором право требования по независимой гарантии может быть передано новому бенефициару с предварительным извещением об этом гаранта". "16. В пункте 15 считать, что права требования по независимой гарантии могут быть переданы новому бенефициару в случае перемены бенефициара, с предварительным извещением об этом гаранта". При совместном конкурсе в гарантии в кач-ве информации "Идентификационный код закупки" (далее - ИКЗ) указываются ИКЗ всех зак-ов совм. конкурса или аукциона. Бенефициар по НГ - администрация; в) внесения ден. ср-в на счет, на котором в соотв. с зак-вом РФ учитываются операции со средствами, поступающими на л/с, открытый в УФК Администрация (ПП РФ от 10.04.2023 N 579). Инф-я и док. включаются в заявку в форме эл. док. или в форме эл. образов бум. док. Реквизиты счета, на котором в соотв. с зак-вом РФ учитываются операции со средствами, поступающими на л/с, открытый в УФК Администрация, Реквизиты счета в соответствии с: а) п. 16 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ,в том числе для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 Закона N 44-ФЗ: в соотв. с инф-ей, указанной в извещении; б) по ПП РФ от 10.04.2023 N 579: в соотв. с инф-ей, указанной в извещении".
При этом представленная Заявителем в качестве обеспечения заявки независимая гарантия содержит всего один идентификационный код закупки.
Таким образом, представленная независимая гарантия не обеспечивает обязательства в отношении иных контрактов, заключаемых при проведении данной совместной закупки, что противоречит требованиям п. 1 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе.
